С.М. Прокудин-Горский «Станция Симская», Южный Урал. Снимок 1909 года |
Подъездной путь и вокзал в поселке были построены чуть позже, в 1898-м, из-за досадного недоразумения:
Фрагмент стенограммы заседания Саратовского земского собрания от 20 декабря 1897 года |
Колышлейский вокзал постройки 1898 года. Фрагмент передачи «Новейшее краеведение», пензенского телеканала «ТВ-Экспресс». |
Самые ранние воспоминания о станции оставил писатель Владимир Короленко, навещавший родственников в деревне Дубравка Трескинской волости. В них он сетовал на отсутствие всякого освещения:
«Приехав в Колышлей, я надел длинные сапоги и дождевой плащ. Дождь, впрочем, только покрапывал, но было темно, хоть глаз выколи. Едва было видно лошадей, и уж дорогу лошади угадывали сами.»
В. Короленко - Избранные письма в трех томах. Том I: Путешествия (1887–1903 гг.)
Однако, уже в 1911 году исследователь Николай Быстров, проезжая через Сердобский уезд, записал следующее:
«На „Колышлее“ нам надо было садиться на лошадей.
Станция, по обыкновению российскому, в поле, но положение её среди хлебного района и вдали от торговых центров сделали свое дело. Около вокзала вырос целый поселок с крупной хлебной торговлей.»
Н.Ф. Быстров - Новые крестьянские хозяйства в Пензенской губернии, 1911 год
Фрагмент передачи «Новейшее краеведение», пензенского телеканала «ТВ-Экспресс». |
Косвенно о буфете и постоялом дворе (гостевом доме) на станции упоминается в статье о поездке «Потловской потешной дружины» в Санкт-Петербург в 1911 году :
«...вечером „Потловская потешная дружина“ в количестве 27-ми человек отправилась на станцию „Колышлей“ Рязанско-Уральской железной дороги, где и переночевала ...
Закусив на станции и отдохнув немного, двинулись в путь...»
Начальники станции Колышлей до 1917 года:
Попов А.А. — 1901 год Папков Б.П. — 1904 год
Рыбаковский А.И. — до 1913 года
Другие страницы по этой теме:
Хорьков — владелец буфета на станции Колышлей в 1914 году
Запущена новая пара поездов от Ртищево до Колышлея — статья 1912 года
Курьезный случай на станции Колышлей — первые годы существования поселка
Старинные железнодорожные фонари станции Колышлей на экспозиции в краеведческом музее. Фотография сообщества «Сурский круг» |
- Рязанско-Уральская железная дорога. Википедия;
- Сердобск. Прошлое и настоящее.